Роман Исаев
Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе
Партнёр ГК «Современные технологии управления»
Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio
Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах
Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях
В предыдущей статье мы указали на то, что для сохранения на рынке в течение ближайших 5 лет банкам необходимо построение современной бизнес-архитектуры и как цель максимум — превращение в экосистему.
Рассмотрим ключевые компоненты и сервисы экосистемы (см. Табл. 1), которые составляют главное конкурентное преимущество. Для крупных экосистем они должны принадлежать банку (полностью или в рамках контрольной доли участия). Для средних региональных экосистем сервисы могут включаться на условиях стратегического партнёрства, без участия банка в собственности.
Таблица 1. Список сервисов экосистем
№ |
Сервис |
Крупная экосистема |
Средняя экосистема |
1. |
Фундаментальные и самые затратные сервисы |
|
|
1.1. |
Телекоммуникационная компания, оператор связи |
+ |
- |
1.2. |
Интернет-компания * |
+ |
- |
1.3. |
Сервис Такси |
+ |
- |
1.4. |
Сервис Картографический (геоинформационный) |
+ |
- |
1.5. |
Логистика (курьеры, почта) |
+ |
- |
2. |
Стандартные сервисы |
|
|
2.1. |
Сервис Страхование |
+ |
+ |
2.2. |
Сервис Доставка еды |
+ |
+ |
2.3. |
Сервис Развлечения (кино, музыка) |
+ |
- |
2.4. |
Сервис Образование |
+ |
+ |
2.5. |
Сервис Здоровье |
+ |
+ |
2.6. |
Сервис Устройства и ассистенты |
+ |
- |
2.7. |
Сервисы для недвижимости (уборка, дизайн, ремонт) |
+ |
+ |
2.8. |
Сервис Онлайн покупки |
+ |
+ |
2.9. |
Единая подписка на все сервисы |
+ |
+ |
3. |
Сервисы для бизнеса |
|
|
3.1. |
Сервис Облачная бухгалтерия |
+ |
+ |
3.2. |
Сервис ЭДО ЭЦП с контрагентами |
+ |
+ |
3.3. |
Подключение к Marketplace и SmartMarket (онлайн площадка для продажи продуктов и услуг, в том числе через приложения партнёров) |
+ |
+ |
3.4. |
Сервис Безопасность |
+ |
+ |
3.5. |
Облачные ИТ-сервисы |
+ |
+ |
* Под интернет-компанией подразумевается компания, которая предоставляет все возможные интернет-сервисы, включая крупные интернет-порталы: онлайн объявления (авто, недвижимость, товары вторичного рынка, работа), поисковая система, электронная почта, облачные хранилища данных, агрегаторы новостей, тематические блоги, календари, мессенджеры и много другое.
Вариантов построения крупной экосистемы (на федеральном уровне) два:
- Объединяются крупные телекоммуникационная компания + интернет-компания, создают или приобретают необходимые дополнительные сервисы, затем создают всё необходимое для работы банка и получают банковскую лицензию.
- Крупный банк создаёт или приобретает все необходимые сервисы из Табл. 1.
Конечно, это длительный путь, который занимает не один год. Но уже есть примеры известных банков России, СНГ, Евросоюза и США, которые активно идут по этому пути и приближаются к поставленной цели. Конкуренция экосистем и консолидация (объединение) бизнесов — это главный мировой долгосрочный тренд.
В предыдущей статье было выдвинуто предположение, что в России через 5 лет будет 10 банковских экосистем. Делаем уточнение: среди 10 будет 4 крупных (на федеральном уровне) и 6 средних (в регионах). Возможно, количество средних немного увеличится.
Для средних региональных банков отличным вариантом будет создание региональной экосистемы с учётом следующих факторов, которые позволят конкурировать с крупными экосистемами:
- максимальное вовлечение местных компаний (малого и среднего бизнеса региона) для реализации комплекса сервисов, интегрированных с банком;
- активное взаимодействие с органами власти региона, интеграция с государственными региональными и муниципальными услугами;
- интеграция с крупными системообразующими компаниями региона, в первую очередь в рамках зарплатных проектов и связанных с ними продуктов (услуг).
Ключевые особенности экосистемы банка
- В США и европейских странах нарастает тенденция (особенно у молодого поколения) длительного пользования продуктами вместо их приобретения в собственность. Приведём примеры.
- Лизинг мобильного телефона на 1–2 года (Phone leasing programs) с возможностью обмена на новую версию, вместо его покупки. Не нужен потребительский кредит.
- Такси или каршейринг (Carsharing) вместо покупки автомобиля. Не нужен автокредит.
- Длительная аренда апартаментов вместо покупки квартиры. Не нужна ипотека.
Перечисленные сервисы выходят за рамки стандартных банковских продуктов и услуг, поэтому должны быть обязательно встроены в экосистему банка, иначе банк потеряет рынок.
- Тесная интеграция сервисов между собой, единые интерфейсы, сквозные идентификаторы пользователей, наличие супер-приложения (superapp), объединение «личных кабинетов» из разных сервисов.
- Анализ и управление большими данными (Big Data), системы искусственного интеллекта работают для того, чтобы взаимодействие с клиентом было максимально персонифицированным, удобным, высококачественным и многофункциональным.
Экосистема будет знать о человеке всё: делает ли он ремонт, есть ли у него дети, автомобиль, какие у него предпочтения в продуктах, собирается ли он в путешествие, какие фильмы / передачи и в какое время обычно он смотрит, даже геолокация и маршруты передвижения (если в экосистему входит телекоммуникационная компания).
- Наличие единой подписки и скидок на все сервисы экосистемы, которая удерживает клиента и делает экономически неэффективным использование сервисов от «чужих» экосистем и компаний.
- Финансовая модель экосистемы подразумевает, что величина прибыли всей экосистемы важнее прибыли отдельного сервиса. Т.е. какой-то сервис может вносить существенный вклад в удержание клиента в экосистеме и повышение лояльности, но при этом не иметь высокой прибыли.
Компоненты бизнес-архитектуры экосистемы
У каждого компонента (сервиса) экосистемы (в том числе банка) разрабатывается своя бизнес-архитектура в отдельной базе данных. Потому что каждый компонент (сервис), например, такси, телекоммуникации, страхование, обычно является отдельной компанией (юрлицом) со своей стратегией, бизнес-процессами, организационной структурой и т. п. Исключение составляют только небольшие сервисы.
Бизнес-архитектура экосистемы в целом представляет собой управленческую надстройку (см. Рис. 1), главная задача которой — это единое управление всеми сервисами и их интеграция.
Таким образом, получается три этапа:
- Этап 1. Разработка бизнес-архитектуры банка (стандартный банковский бизнес).
- Этап 2. Разработка бизнес-архитектур сервисов, которые включаются в экосистему.
- Этап 3. Разработка бизнес-архитектуры экосистемы банка (т. е. объединение всех сервисов и управление ими).
Перечислим главные компоненты бизнес-архитектуры экосистемы:
- Стратегия. Включает: стратегические карты, дерево целей и показателей (например, по BSC/KPI).
- Дерево бизнес-процессов и графические модели (см. Рис. 2). Более подробная информация и примеры представлены в источнике [1].
- Организационная структура, ролевая модель (см. Рис. 3).
- Библиотека документов. Включает: нормативные документы и формы документов, положения о подразделениях и должностные инструкции, технические документы и т. п.
- Дополнительные модели: операционные риски, проекты, продукты и услуги, материальные ресурсы и т. п.
Большим самостоятельным блоком является ИТ-архитектура экосистемы, которая должна быть проработана максимально качественно и детально. Но её рассмотрение не входит в тему настоящей статьи. Более подробная информация и примеры представлены в источнике [2].
Рис. 1. Бизнес-архитектура экосистемы банка
Рис. 2. Бизнес-процессы экосистемы банка
Рис. 3. Организационная структура экосистемы банка
Инструменты для разработки экосистемы банка
Самым распространённым в России программным продуктом для разработки бизнес-архитектур является система Business Studio. Вместе с ней также внедряются следующие дополнения:
- «Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации)» [3]. Предоставляет следующие практические выгоды и возможности.
- Значительно сократить затраты времени и финансов на реализацию проектов и задач организационно-корпоративного развития. Например, разработка и реализация стратегии, описание и оптимизация бизнес-процессов, построение бизнес-архитектуры в целом, оптимизация численности персонала и много другое. Т. е. не разрабатывать с нуля необходимые модели, документы и базы данных, а использовать типовые как образец.
- Благодаря Бизнес-модели большую часть проектов и задач можно выполнить собственными силами, т. к. в ней содержатся простые и понятные методики для каждой области менеджмента, подкреплённые примерами.
- Быстро и качественно обучить бизнес-аналитиков, методологов, ИТ-специалистов.
- Минимизировать риски при построении систем управления и реализации проектов за счёт уже апробированных и зарекомендовавших себя на практике решений.
- Внедрить в деятельность банка новые идеи и успешные практики из банковской отрасли, посмотреть на своём компьютере, как работают конкуренты со всеми деталями и подробностями.
- Модуль «Process Optimizer: система анализа и оптимизации бизнес-процессов» [4].
Позволяет решить следующие задачи по оптимизации бизнес-процессов и развитию банка.
- Оптимизировать бизнес-логику процессов. Выявить наиболее проблемные бизнес-процессы, найти в них слабые места и причины неэффективности.
- Улучшить показатели KPI по следующим группам: время выполнения и трудоёмкость бизнес-процессов, результативность (объём выхода бизнес-процессов), операционная эффективность, качество, издержки (себестоимость бизнес-процессов), фрагментарность.
- Оптимизировать трудовые ресурсы бизнес-процессов на основе расчёта численности сотрудников (исполнителей).
- Выбрать лучшие сценарии выполнения бизнес-процессов на основе сравнительного анализа и поддержки принятия решений.
- Разработать планы по развитию и повышению уровня зрелости бизнес-процессов.
Источники информации:
- Исаев Р.А. 22 практических метода для достижения совершенства процессов и бизнес-архитектуры. Электронное пособие.
- IT Architect: система управления ИТ‑архитектурой.
- Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации).
- Process Optimizer: система анализа и оптимизации бизнес-процессов.
Ноябрь 2020 г.
Рекомендуемые материалы по тематике