В статье Владимира Репина описана деловая игра по оптимизации
Цели деловой игры, предлагаемой вниманию читателя, следующие:
Игра может проводиться в рамках программы обучения методам процессного управления сотрудников компании наряду с другими практическими заданиями (например, игра «За и против регламентации
На группу участников (4–8 человек) распечатывается цветная схема процесса в формате А2.
Дополнительно распечатывается форма перечня предложений по оптимизации (2 листа на каждую группу, всего 6 листов).
Все участники делятся на 3 группы:
Объявляются цели и правила игры. Цель игры — достижение лучших показателей за счет оптимизации
Проводится демонстрация имитационной модели
Обсуждаются результаты имитации.
Обсуждаются целевые показатели процесса: 1) длительность выполнения; 2) стоимость результата процесса; 3) качество (количество ошибок
На рис. 1 представлена исходная схема процесса «Формирование КП клиенту». КП — коммерческое предложение. Речь идет о
В процессе участвуют несколько сотрудников:
Рис. 1. Исходная схема процесса «Формирование КП клиенту».
Каждая операция процесса имеет определенную длительность. Некоторые операции начинаются не сразу, а с задержкой. Это сделано для того, чтобы учесть факт загрузки руководителей в других процессах (которые не используются при имитации), что ведет к невозможности сразу приступить к выполнению операции. Время выполнения показано над операцией (Раб. Константа…). Задержка перед выполнением (если она есть) — под операцией процесса (Ож. Константа).
Процесс выполняется руководителями и специалистами. Практически после каждой операции процесса указаны шлюзы типа «Исключающее ИЛИ». Процесс ветвится — потоки работы разделяются с учетом вероятности. Например, после операции «Проверить расчет параметров изделия» в 20% случаев нужно переделать расчет,
Стоимость рабочего времени участников процесса задана в модели. Менеджер получает 150 рублей в час, начальник отдела продаж — 200 рублей в час
Нагрузка на процесс задана в параметрах стартового события — всего в месяц может запускаться 21 экземпляр процесса (
На рис. 2 показан фрагмент пошаговой имитации процесса в Business Studio. Пошаговая имитация используется для демонстрации понятия потока работ (Work Flow) и понятия «экземпляр» процесса.
Рис. 2. Фрагмент пошаговой имитации процесса в Business Studio.
После пошаговой имитации, запускается имитация на интервале 1 календарный месяц.
По итогам одной из имитаций процесса получены следующие значения его показателей (они варьируются для разных имитаций, но это не критично для целей проведения игры):
Очевидно, что при такой длительности клиент просто может не дождаться подготовки запрашиваемого коммерческого предложения.
Все команды (включая команду экспертов) анализируют процесс и заполняют форму перечня предложений. Во время анализа можно рисовать фломастерами на схеме А2, делать пометки, записи и проч.
Каждое предложение по изменению процесса должно быть обосновано,
Фото с деловой игры.
Фото с деловой игры.
Команда экспертов получает от других команд и оценивает предложения по оптимизации процессов с точки зрения практической реализуемости. Например, полное устранение из процесса руководителей и выполняемых ими операций промежуточного контроля невозможно для организации с жесткой
Одновременно другие команды готовятся к «защите» своих предложений, выбирая ярких докладчиков и готовя наглядные пособия (цветные плакаты типа «Ударим
Команды представляют свои предложения по оптимизации процесса (3–5 минут).
Представили команды экспертов дают аргументированную оценку предложениям.
Затем группы могут потратить некоторое время на дискуссию.
Ведущий игры расставляет необходимые акценты, выполняя модерацию по ходу игры.
По результатам обсуждения команда экспертов оставляет только те предложения по изменению процессов, которые, по их мнению, могут быть практически реализованы.
Ведущим игры вносятся изменения в модели процессов. Это, кстати, хорошая возможность ознакомить участников с методами описания процессов в среде Business Studio.
Проводится имитация измененных моделей
Определяются показатели процессов Команды «А» и Команды «Б».
Определяется победитель. Совместно обсуждаются итоги игры.
Приведу пример результатов изменения процесса двумя группами, участвовавшими в игре.
Одну группу можно условно назвать «Сдержанной», а другую «Радикальной».
Предложения «Сдержанной» группы по изменению процесса вполне реализуемы в жесткой
Рис. 3. Процесс после изменений, предложенных «Сдержанной» группой.
По результатам имитации оптимизированного процесса получены следующие данные:
Видно, что достигнуто заметное улучшение показателей
Предложения «Радикальной» группы могут быть реализованы, пожалуй, только в случае перехода на «бирюзовые» методы организации бизнеса и при тотальной автоматизации процесса, которая стоит заметных денег. Кроме того, компания должна быть достаточно проактивной,
Схема процесса, полученная после «внедрения» изменений, предложенных «Радикальной» группой, представлена на рис. 4.
Рис. 4. Процесс после изменений, предложенных «Радикальной» группой.
По результатам имитации этого процесса получены следующие данные:
Таким образом, достигнуты следующие изменения после «оптимизации» процесса «Формирование КП клиенту»:
Вниманию читателя представлен сценарий деловой игры и примеры моделей процессов, полученные при ее проведении.
С использованием Business Studio можно создавать и использовать для учебных целей любые сложные модели сквозных процессов.
Очень важно, что по итогам проведения игры (длительность около 4 часов) у ее участников появляются желание и базовые практические навыки, необходимые для описания, анализа и оптимизации процессов организации.
По запросу автор готов поделиться опытом по организации и проведению такой деловой игры.
Апрель 2018 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос: