В настоящее время осуществляется широкомасштабное внедрение Систем менеджмента качества (СМК) в дочерних и зависимых обществах ОАО Р
Процессный подход уже давно используется многими организациями как наиболее прогрессивный инструмент управления, нацеленный на достижение результатов. Существует множество мнений, что считать процессом и какие требования необходимо реализовать, чтобы внедрить процессное управление, однако мы будем пользоваться в нашей статье терминами и требованиями, включенными в стандарты ISO серии 9000. Выбор стандарта обусловлен наиболее частым его применением при выстраивании процессного управления. Пункт 4.1 стандарта ISO 9001:2000 «Общие требования» говорит о том, что «Организация должна идентифицировать процессы…, установить последовательность этих процессов и их взаимодействие…, установить критерии и методы…», «Менеджмент этих процессов должен осуществляться в соответствии с требованиями настоящего МС…». Пункт 8.2.3 стандарта ISO 9001:2000 «Мониторинг и измерение процессов» подчеркивает: «Организация должна применять подходящие методы мониторинга и… измерения процессов системы менеджмента качества…».
Для того чтобы разобраться в сути процессного подхода, необходимо понять, что же такое «процесс». Международный стандарт на системы менеджмента качества ISO 9000:2000 определяет процесс как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Там же дается пояснение, что «любая деятельность или совокупность видов деятельности, которая использует ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс». Других определений процесса, закрепленных на международном или государственном уровне, не существует. Однако существует множество уточнений указанного выше определения. Главное уточнение — это должна быть не просто «любая деятельность», а деятельность, приносящая пользу клиенту. Клиент здесь — тот, кто получает «выходы» (результаты) процесса. При этом клиент может быть как внешним (потребитель товаров, или услуг), так и внутренним (конкретное должностное лицо, подразделение или следующий процесс в сети процессов предприятия).
Один из восьми принципов менеджмента качества, на которых основана серия стандартов ISO 9000:2000, относится к процессному подходу и формулируется следующим образом: «Желаемый результат достигается более результативно, когда видами деятельности и связанными с ними ресурсами управляют как процессом». Вторым важным принципом менеджмента качества, который тесно связан с процессным подходом, является системный подход к менеджменту, который заявляет, что «Идентификация, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой способствует результативности и эффективности организации при достижении ее целей».
Для начала попробуем определить деятельность, которая будет управляться по принципам процессного управления. Существует два подхода для выделения такой деятельности, и они обусловлены тем, что при помощи внедрения процессного управления компания, как правило, хочет решить
Принцип выделения процессов под проблемные зоны предусматривает, что компания идентифицирует свои проблемные зоны и соотносит их с видами деятельности, в которых могут возникать эти проблемы. Именно эти виды деятельности мы рекомендуем организациям представить в виде процессов. Принцип выделения процессов под цели организации предусматривает, что компания определит виды деятельности, которые вносят наиболее существенный вклад в достижение поставленных целей. Данные виды деятельности мы также рекомендуем представить в виде процессов. Мы оставляем за рамками нашей статьи способы идентификации таких видов деятельности, скажем лишь о том, что эти способы настолько понятны и просты, что для их освоения не требуется специальной подготовки.
Рис. 1. Идентификация (выделение) процессов
Итогом проделанной работы по идентификации (выделению) процессов должен стать список процессов с их названием и кратким описанием функций, которые включает в себя процесс. Схематически выделение процессов из общих видов деятельности показано на Рис. 1. Указание основных функций необходимо для понимания сущности процесса, поскольку одно наименование процесса мало о чем говорит, и могут возникнуть противоречивые представления. Приведем простой пример. Предположим, что мы назвали процесс «Управление договорами», при этом возникает вопрос: будет ли данный процесс включать в себя рассылку договоров и контроль исполнения договорных обязательств или ограничится согласованием и подписанием таковых? Выделяя основные функции процесса, мы преследуем еще одну цель, связанную с определением границ процесса и его владельца, но об этом чуть позже
Для перехода к следующей стадии мы должны получить результат в виде документа, утвержденного высшим руководством, в котором будут указаны процессы и краткий функционал этих процессов. Пример такого документа приведен в табл. 1 (представлен небольшой фрагмент таблицы):
Табл. 1. Перечень процессов компании
Утверждение на высшем уровне — это знаковое событие, которое,
Многие организации в этом списке предусматривают разделение процессов на основные (базовые), обеспечивающие (поддерживающие) и процессы управления. Заметим, что стандарт ISO 9001 не требует такого разделения процессов на типы и это никоим образом не принижает статус
А теперь рассмотрим аналогичный подход на примере консалтинговой компании, коей являемся мы. Для нас основными процессам будут следующие: обучение, консультирование…, а в группе поддержки будут значиться процессы: обеспечение оргтехникой, организация переезда до заказчика… С группой управляющих процессов все намного проще. К процессам управления будут относиться все процессы, связанные с разработкой стратегии, направленной на развитие, и оценкой деятельности,
Рис. 2. Процессы региональной сетевой компании
Помимо идентификации процессов стандарт ISO 9001 требует определение их последовательности и взаимодействия. Последовательность предполагает, что организация должна определить очередность процессов (кто за кем следует), как это выполнено на Рис. 2. для основных (базовых) процессов. На наш взгляд последовательность целесообразно и возможно определить только для группы основных (базовых) процессов, поскольку они инициируются потребителем и им же заканчиваются, а так же они последовательно выполняются, тогда как процессы, обеспечивающие (поддерживающие) могут быть инициированы любым основным процессом или процессом управления в любой момент.
Взаимодействие предполагает, что между процессами должен быть налажен обмен информацией и результатами. Особенное это важно, когда выход (результат) одного процесса является входом в следующий. Взаимодействие процессов происходит через входы и выходы, об этом подробно сказано в следующем разделе.
И наконец, мы дошли до долгожданной развязки, в которой мы обещали дать ответ, что значит представить деятельность в виде процесса, и по каким критериям можно судить, что деятельностью управляют как процессом? Давайте попробуем разобраться в этом.
Итак, чтобы деятельность можно было назвать процессом, она должна иметь набор характеристик, для определения которых необходимо проделать ряд последовательных шагов:
Шаг 1. Определяем цель процесса. Мы не будем здесь подробно описывать принципы формулирования целей, поскольку для этого необходимо написать еще одну статью. Скажем лишь о том, что цели процессов обязательно должны быть сопряжены со стратегическими целями компании.
Шаг 2. Определяем владельца процесса. Владелец или руководитель процесса — это лицо, несущее ответственность за результат процесса и имеющее полномочия на его изменение и улучшение. Такое лицо должно быть в единственном числе, поскольку два и более ответственных порождают безответственность. Данное лицо на период внедрения процессного управления будет отвечать за создание процесса, а в будущем ему в управление будут переданы ресурсы для выполнения процесса и его улучшения.
Шаг 3. Определяем границы процесса. Определяем событие инициирующее процесс и событие завершающее процесс — это есть границы процесса. Границы нужны для определения ответственности владельца за операции (шаги) внутри процесса и лиц, выполняющих эти операции.
Шаг 4. Определяем выходы (результат) процесса и потребителей выходов. Потребителями выходов являются следующие процессы, тем самым создаются «продуктовые» связи. Продукт (выход) одного процесса потребляет следующий процесс, для него он является входом.
Шаг 5. Определяем входы и их поставщиков. Смотри комментарии к шагу 4.
Шаг 6. Определяем ресурсы, необходимые для преобразования входов в выходы. К ресурсам относятся персонал, участвующий в процессе, денежные средства, необходимые для выполнения процесса и инфраструктура, необходимая для выполнения процесса.
Шаг 7. Проводим описание процесса. Во время описания процесса необходимо определить шаги процесса, приводящие к результату. Для этих целей целесообразно выбрать программный продукт, в котором будет вестись моделирование (описание) процессов. На рынке представлено несколько таких систем, однако мы и наши клиенты выбрали для этих целей приемлемый по цене и доступный для восприятия программный продукт «Business Studio» (см. Краткое описание).
Шаг 8. Определяем критерии результативности процесса.
Критерии результативности — показатели, характеризующие, как хорошо выполняется процесс, и насколько он способен достигать результата, которого от него ожидают. При определении критериев необходимо также разработать методику, по которой будут собираться данные по установленным показателям, и вестись подсчеты.
На наш взгляд, эффективная реализация процессного подхода невозможна без применения современных информационных систем
Графическое отражение шагов представлено на Рис. 3:
Рис. 3. Характеристики процесса
Во время реализации процессного подхода основные трудности возникают с определением критериев результативности процессов и разработкой методики сбора и обработки данных (Шаг 8). Мы рекомендуем проводить оценку результативности процессов по трем составляющим:
Графическое отражение представлено на Рис. 4:
Рис. 4. Точки контроля результативности процесса
Приведем примеры возможных критериев и показателей результативности процесса «Подбор персонала», выделяемого в региональных сетевых компаниях, а так же методику сбора данных и расчета. Значения показателей убраны нами намеренно, поскольку они являются коммерческой тайной организации и огласке не подлежат.
Критерий: Стоимость подбора на 1 кандидата.
Показатель: Количество затраченных денежных средств.
Значение показателя: от ___ до _____ т.р. на руководителя, от ___ до _____ т.р. на рабочего.
Методика расчета: Рассчитывается среднее значение показателя за квартал руководителем отдела по управлению персоналом и предоставляется руководителю процесса с расшифровкой полученного значения и комментариями за 2 дня до завершения квартала.
Критерий: Качество подбора.
Показатель: Количество кандидатов, прошедших испытательный срок.
Значение показателя: от ___ до _____ %
Методика расчета: Рассчитывается как отношение кандидатов, прошедших испытательный срок, к общему количеству принятых. Показатель рассчитывается руководителем отдела по управлению персоналом и предоставляется руководителю процесса с расшифровкой полученного значения и комментариями до 25 декабря (данные берутся по итогам года).
Критерий: Длительность подбора.
Показатель: Время, затраченное на подбор.
Значение показателя: от ___ до _____ дней для руководителей. от ___ до _____ дней для рабочего.
Методика расчета: Рассчитывается как среднее значение времени затраченного на подбор кандидата, начиная от даты подачи заявки на подбор, заканчивая выходом кандидата на рабочее место. Показатель рассчитывается руководителем отдела по управлению персоналом и предоставляется руководителю процесса с расшифровкой полученного значения и комментариями. Данные для расчета берутся за квартал.
После того как проделаны все вышеуказанные шаги можно приступать к управлению процессом. Что значит управлять процессом? В нашем понимании управление процессом подразумевает сбор и анализ данных о результативности процесса (исполнение шага 8) и принятие на их основе управленческих решений, а также выделение ресурсов, направленных на улучшение, стабилизацию процесса (если он не результативен) и, если необходимо, его улучшение или реинжиниринг (перестроение). Управление процессом — это цикл, повторяющийся через определенный интервал времени. Через цикл управления процессом обеспечивается его постоянное улучшение.
Графическое представление цикла отражено на Рис. 5:
Рис. 5. Цикл управления и улучшения процесса
Каким образом можно оценить, удалось ли Вам внедрить процессный подход? Организация, успешно внедрившая процессный подход, должна обладать следующими характеристиками.
По мнению авторов, процессный подход — это один из основных инструментов, которые может использовать руководитель, планируя реорганизацию системы управления. Поэтому в заключение мы решили дать несколько советов
Опубликовано по материалам:
Журнал «Энергоэксперт», № 1 2008
Апрель 2008 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос: