Роман Исаев
Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе
Партнёр ГК «Современные технологии управления»
Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio
Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах
Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях
В течение 2022 года в телеграм-канале (сообществе) «Бизнес-аналитики, системные аналитики, специалисты по рискам и ИТ» [1] автор проводил большое исследование, состоящее из 10 опросов на актуальные профессиональные темы. В опросах участвовали сотрудники организаций из разных отраслей и сфер деятельности: бизнес-аналитики, системные аналитики, руководители проектов, ИТ-архитекторы, специалисты по менеджменту качества, операционным рискам, информационным технологиям (автоматизации процессов). Суммарное количество уникальных участников опросов более 500 человек.
Результаты проведённого исследования можно использовать
- как весомые аргументы в совещаниях и переговорах
- как материалы для отчётов, презентаций или публикаций
- для управления проектами в организации (планирование, выполнение, контроль)
- для управления бизнес-процессами
- для планирования собственных рабочих задач
- для планирования повышения квалификации, профессионального и карьерного развития
- для понимания текущей ситуации и тенденций по указанным выше профессиональным областям
- в научно-практических целях
Рассмотрим последовательно полученные результаты и выводы. У разных опросов есть только один вариант выбора или множественный выбор (несколько вариантов), поэтому суммарные проценты могут не равняться 100. Такая особенность алгоритмов приложения (ИТ-системы). Все опросы продолжаются бессрочно, можно проголосовать, найдя их через поиск в телеграм-канале [1], и посмотреть самые актуальные результаты.
Рис. 1. Опросы 1-2
Рис. 2. Опросы 3-4
Рис. 3. Опросы 5-6
Рис. 4. Опросы 7-8
Рис. 5. Опросы 9-10
Выводы по каждому опросу
Номер в списке соответствует порядковому номеру опроса (1-10).
- Организации разрабатывают модели бизнес-процессов в первую очередь для целей регламентации, обучения сотрудников, автоматизации (ИТ).
- Самые популярные стандарты и методологии менеджмента и организационного развития: Agile (Scrum, Kanban), BPM CBOK, ISO 9000.
- Самые распространённые должности в организациях (из предложенного списка): ИТ-архитектор, директор по организационному развитию, директор по операционным рискам, директор по качеству. Хотя часть сотрудников ответили, что в их организациях нет должностей, связанных с развитием и современными технологиями управления. Возможно, это представители малого и среднего бизнеса.
- Должности, на которых работают большинство участников опросов: бизнес-аналитик (бизнес-архитектор), специалист по стратегическому и организационному развитию, специалист по рискам, системный аналитик (ИТ-архитектор).
- Оптимизировать бизнес-процессы и корпоративную архитектуру организации должно центральное управление процессов и руководители всех подразделений. Вариант «внешняя консалтинговая компания» имеет 0%, но подразумевается, что внешние консультанты необходимы в любом случае — см. следующий пункт 6.
- Роль внешних консультантов в проектах организационного развития, оптимизации бизнес-процессов, автоматизации должна заключаться в экспертном сопровождении проектов (от начала до конца), включая обучение персонала. При этом основные работы по проекту должны выполнять штатные сотрудники организации.
- Несмотря на то, что во многих организациях проекты и задачи по организационному развитию и описанию / оптимизации / автоматизации бизнес-процессов выполняются на постоянной основе, средняя скорость внедрения изменений остаётся низкой (51%). Вариант «высокая» только 14%.
- Примерно половина участников опросов пробовали запускать проекты организационного развития и оптимизации бизнес-процессов в своих организациях, но не получили поддержки или необходимых ресурсов.
При этом 29% организаций успешно выполнили данные проекты и продолжают активно развивать (актуализировать, поддерживать) полученные результаты.
- Большинство сотрудников разрабатывают нормативные документы (для процессов, ИТ, персонала, рисков) вручную. Но 30% уже перешли на автоматическое формирование документов (например, с помощью Business Studio).
- Главными способами повышения квалификации для сотрудников всегда были и остаются: профессиональная литература (книги) и вебинары (курсы). Также с каждым годом набирают популярность профессиональные конференции, например «Проектирование бизнес-архитектур».
Общие выводы и рекомендации
Для повышения эффективности выполнения проектов и задач организационного развития, автоматизации и цифровой трансформации, оптимизации бизнес-архитектуры и ИТ-архитектуры, а также для увеличения скорости внедрения изменений автор предлагает следующие рекомендации и инструменты.
- Современные программные продукты бизнес-моделирования, например Business Studio.
- Отраслевые референтные (эталонные) модели, примеры успешных и проблемных проектов, например [2].
- Сборники готовых нормативных документов и форм документов для любых видов задач и профессиональных областей, например [3], [4], [5]. Применяются во многих организациях для того, чтобы ускорить разработку или актуализацию документов (не разрабатывать их «с нуля» самостоятельно), внедрять самые актуальные методики и технологии, исполнять требования стандартов, законодательства и регулирующих органов.
- Учебно-практические материалы, размещённые в открытом доступе в телеграм-канале [1]. История (архив) всех материалов полностью доступны для всех пользователей, включая функцию поиска и группировку по типам (МЕДИА/MEDIA, ФАЙЛЫ/FILES).
- Методы вовлечения в проекты персонала из подразделений и командообразования, назначение ответственных бизнес-аналитиков и системных аналитиков в подразделениях, постоянные консультации.
- Семинары (обучения), применение онлайн-тренажёров и тестов.
- Системы мотивации, мероприятия повышения корпоративной культуры, методы тайм-менеджмента (управление временем) и повышения личной эффективности.
- Постоянная обратная связь от сотрудников (участников бизнес-процессов), конкурсы идей и инноваций.
- Лидерство и поддержка со стороны высшего руководства организации.
- Создание и расширение центрального штатного подразделения по управлению бизнес-процессами, организационному развитию, проектированию и развитию бизнес-архитектуры.
- Создание и расширение центрального штатного подразделения по управлению ИТ-архитектурой и цифровой трансформации.
- Системный подход, построение комплексной цифровой модели организации (корпоративной архитектуры) на единой ИТ-платформе и базе данных.
Рекомендуемая литература и источники информации:
- Телеграм-канал (сообщество) «Бизнес-аналитики, системные аналитики, специалисты по рискам и ИТ».
- Исаев Р. А. 60 примеров успешных и проблемных проектов организационного развития.
- Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам.
- Большая библиотека системного аналитика и ИТ-архитектора.
- Большая библиотека риск-менеджера и специалиста по операционным рискам.
Декабрь 2022 г.
Рекомендуемые материалы по тематике