В условиях кризиса сокращение численности персонала является одним из факторов выживания компании. Но необоснованное сокращение численности существенно увеличивает риски не выполнения процессов в срок и с нужным качеством. А это может привести к потере клиентов, сокращению выручки и, как следствие, к банкротству организации. Может ли руководитель опираться на простую формулу для расчета численности персонала? Какова вероятность принять неправильное управленческое решение? Как можно использовать процессный подход и имитационное моделирование
Во время кризиса 2008 года многие компании существенно сократили численность персонала. Причем такие сокращения довольно часто проводились без
Сегодня, в 2015 году в условиях очередного кризиса ситуация такова, что задача оптимизации численности персонала является ключевой для любого бизнеса. Может ли руководитель опираться на простую формулу расчета численности, предложенную, например, нормировщиком? Каким методом можно воспользоваться, чтобы принять обоснованные решения? Давайте рассмотрим пример простого процесса и проанализируем ситуацию, которая вокруг него складывается.
На рис. 1. показан простейший
Посмотрим теперь, что будет в реальной ситуации. Для этого опишем рассматриваемый
Рис. 1. Пример имитации процесса. Февраль 2015 г. 1920 заявок, 3 сотрудника
Результаты имитации процесса показывают (см. рис. 1), что в феврале 2015 года на вход процесса поступило 1920 заявок. Из них только 958 (почти 50%) было выполнено к концу месяца. На первой операции процесса возникла очередь длинной 6 дней 16 часов. Наши расчеты «на пальцах» подтвердились. Давайте посмотрим, что будет, если увеличить численность всех сотрудников вдвое. На рис. 2. показаны результаты соответствующей имитации.
Рис. 2. Пример имитации процесса. Февраль 2015 г. 1920 заявок, 6 сотрудников
На рис. 2 видно, что практически все заявки были выполнены. Длина очереди почти нулевая. Это означает, что численность по два сотрудника на каждой должности является оптимальной численностью для получения результата данного процесса (документ выдается «в течение 1 рабочего дня с момента подачи заявки» и даже быстрее). При этом мы, конечно, не учитывали прогулы, пьянки и беременность.
Любой скажет, что такие расчеты легко сделать безо всякого описания и имитационного моделирования процесса. Безусловно, это можно сделать (
Усложним процесс следующим образом:
На рисунках 3, 4 и 5 показаны распределения соответствующих параметров, используемых при имитации.
Рис. 3. Распределение событий, запускающих процесс, по времени в течение дня
На рис. 3. видно, что пиковая нагрузка приходится на три часа дня.
Рис. 4. Распределение количества событий, запускающих процесс
В целом, распределения на рис. 3 и 4 подобраны так, чтобы общее количество заявок в месяц составляло около 2000, как и в предыдущем случае.
Рис. 5. Распределение времени выполнения операций (кроме проверки руководителем и клиентом)
На рис. 5. показано распределение времени выполнения операций процессов. Видно, что матожидание времени выполнения составляет 10 минут.
Вопрос.
Как видим, ни одна из указанных альтернатив нас не устраивает. Посмотрим, что покажет имитация процесса.
На рис. 6. показан пример имитационного моделирования с учетом указанных обстоятельств.
Рис. 6. Пример имитации процесса после усложнения ситуации. Февраль 2015 г. 2011 заявок, 6 сотрудников
На рис. 6 видно, что к сотруднику, выполняющему операцию «Находит нужную информацию» стоит очередь из заявок, длинна которой на конец месяца составляет немногим более 2 дней.
На рис. 7. показаны результаты соответствующей имитации.
Рис. 7. Пример имитации процесса после усложнения ситуации. Февраль 2015 г. 1971 заявка, 9 сотрудников
На рис. 7 видно, что при численности 9 человек (3 человека на каждой должности), очереди заявок практически нет.
Давайте предположим, что нам удалось провести работы по улучшению процесса, которые обеспечили:
Результаты имитации оптимизированного процесса показаны на рис. 8.
Рис. 8. Пример имитации процесса после оптимизации. Февраль 2015 г. 1953 заявки, 9 сотрудников
На рис. 8. мы видим, что очереди вообще нет. В связи с этим возникает подозрение, что сотрудники недостаточно загружены работой. Действительно, если посмотреть график работы сотрудника, занимающего должность С (рис. 9) видно, что он недостаточно загружен в первой половине дня,
Рис. 9. График загрузки сотрудника, занимающего Должность С
В данной статье мне хотелось обратить внимание читателя на следующие моменты:
Опубликовано по материалам:
http://finexpert.ru/view/sokrashchenie_chislennosti_personala_v_usloviyakh_krizisa_formula_ili_model/883
Январь 2015 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос: