Как аналитика поддерживает целевое управление
Какова иерархия и взаимосвязь целевых индикаторов стратегического, тактического и операционного уровней управления?
Какие сведения целесообразно включить в отчет о мониторинге индикаторов
На эти вопросы отвечает автор. В статье представлена его методика для построения системы индикаторов управления
Как отмечалось в статье «Определение ролевых функций управления процессом» [1], безубыточность инвестиций в систему управления
В общем случае аналитика может рассматриваться как процесс и результат логического анализа предметной области посредством ее последовательной декомпозиции в интересах решения управленческих задач. Если в качестве объекта анализа выступает деятельность предприятия (иерархическая система
Информационный сервис в работе с аналитикой обеспечивается посредством
При этом под индикатором понимается количественный измеритель характеристики (свойства) процесса или результата [2].
Множество индикаторов (ключевых показателей эффективности, KPI) для процессов представлено в библиотеке KPILAB [3], однако отсутствие
Для уровней управления могут быть определены соответствующие горизонты планирования и периоды мониторинга аналитических индикаторов, например:
В соответствии с методологией функционального моделирования [4] деятельность предприятия последовательно декомпозируется на процессы (
Рис. 1. Модель функциональной декомпозиции
По мнению автора, уровни управления (декомпозиции) имеют следующее назначение (в параметрах оптимизационной задачи):
Для уровня декомпозиции «Деятельность» характерны следующие целевые установки:
Выбор направления стратегического вектора цели является управленческим решением, которое может быть принято по результатам
Среди множества факторов внутренней среды определяются ключевые факторы успеха, с помощью которых «оцифровывается» видение предприятия и формулируются цели на стратегической карте. Пример разработки стратегической карты целей в системе
Рис. 2. Стратегическая карта целей
Таким образом, к управленческой аналитике (индикаторам) стратегического уровня могут быть отнесены и подлежать мониторингу факторы внешней и внутренней среды деятельности предприятия, при этом может быть использована качественная (порядковая) шкала измерения агрегированных значений (нефинансовых факторов). Например, нефинансовый фактор внутренней среды предприятия «Зрелость стратегического управления» может быть оценен по пятибалльной шкале (таблица 1).
По мнению автора, наиболее сложным является именно переход от стратегического к операционному уровню управления, предполагающий не только функциональную, но и временную декомпозицию. Для осуществления этого перехода, как было отмечено ранее, используется тактический уровень бюджетного управления на основе подхода, представленного автором в виде графической модели (рис. 3).
Рис. 3. Проекция стратегии на операционный уровень
Тактический уровень бюджетного управления является своеобразной «контрольной суммой» перевода стратегических целей деятельности в показатели операций посредством функциональных бюджетов.
Для уровня декомпозиции «Процесс (
Пример реализации бюджетной структуры в системе
Рис. 4. Бюджетная структура предприятия
Таким образом, к управленческой аналитике тактического уровня (индикаторам) могут быть отнесены и подлежать мониторингу статьи доходов и расходов функциональных бюджетов (центров финансовой ответственности — ЦФО) предприятия, при этом может быть использована количественная (натуральная и денежная) шкала измерения их агрегированных значений.
Для уровня декомпозиции «Операции» характерны следующие целевые установки:
Операционная стратегия формулируется относительно потока создания ценности, представляющего собой множество законченных состыкованных действий, которые в совокупности создают некоторую продукцию, имеющую потребительскую ценность для клиента [5].
В рамках реализации операционной стратегии поток создания ценности целесообразно представить моделью на уровне цепочки операций соответствующих функциональных процессов. Пример реализации операционной цепочки ценности в Business Studio представлен на рис. 5.
Рис. 5. Операционная цепочка создания ценности
В интересах классификации и группировки, а также оценки полноты и баланса системы операционных индикаторов автором по результатам анализа стандартов в области качества в таблице 2 предложены группы и соответствующие виды показателей.
Таким образом, к управленческой аналитике (индикаторам) операционного уровня могут быть отнесены и подлежать мониторингу показатели результативности, оперативности, ресурсоемкости и управляемости операций
Для практического мониторинга индикаторов в системе Business Studio могут быть использованы следующие стандартные возможности:
Также можно осуществить «пакетный»
Рис. 6. Пакет экспорта значений показателей
Для снижения трудоемкости визуализации значений аналитических индикаторов, экспортированных из системы Business Studio, при построении отчета могут быть использованы средства
Рис. 7. Лист «Цели» отчета о мониторинге индикаторов
Рис. 8. Лист «Проекты» отчета о мониторинге индикаторов
Рис. 9. Лист «Показатели» отчета о мониторинге индикаторов
Рис. 10. Лист «Процессы» отчета о мониторинге индикаторов
Отчет строится на основе следующих исходных данных (справочников системы). Для достижения стратегических целей определяются:
Рис. 11. Проект достижения стратегической цели
Рис. 12. Показатели достижения стратегической цели
Для показателей определяются плановые и фактические значения (рис. 13), а также процессы, в которых они измеряются (рис. 14).
Рис. 13. Плановые и фактические значения показателей
Рис. 14. Процессы измерения показателей
Источники информации
* * *
Для получения подробной Инструкции пользователя для самостоятельной разработки пакета
Октябрь 2018 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос: